Российский бизнес вновь оказался на пике очередных масштабных изменений. Количество компаний, которые не могут преодолеть кризис достаточно велико. Последствия для таких компаний очевидны – ликвидация и банкротство.
Каждая компания рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда ее контрагент оказывается в процедуре банкротства, ведь для признания общества несостоятельным достаточно наступления всего трех обстоятельств:
1) риск неполучения денежных средств. Ведь согласно официальной статистике, в процедурах банкротства кредиторы стабильно получают не более 5% от суммы долга. И речь идет в основном о тех кредиторах, чьи требования обеспечены залогом.
2) риск оспаривания сделок, которые вы заключали с компанией должником.
Когда должник оказывается в процедуре банкротства, арбитражный управляющий обязан проанализировать все события из хозяйственной жизни должника за три года до его банкротства - сделки, платежи, мировые соглашения, перечисления по исполнительному листу и прочее.
Арбитражный управляющий проверяет сделки по следующим основным критериям:
Во всех случаях суд может поставить под сомнение экономическую целесообразность вашей сделки с должником, если она была заключена в пределах 3 лет до возбуждения дела о банкротстве вашего контрагента.
Под банкротным комплаенсом понимается комплекс мер и внутренних методик компании, направленных на проверку рисков наступления банкротства контрагентов, а также проверки соответствия сделок и действий компании требованиям закона о банкротстве.
Для снижения вышеописанных банкротных рисков необходимо регулярно тщательно проверять контрагентов компании (как новых, так и старых), а также быть готовым дать обоснование экономической целесообразности сделки.
Обычных методик проверки контрагента (выписка из ЕГРЮЛ, запрос уставных документов, договоров аренды помещений и т.д.) уже давно недостаточно. Важно собрать как можно больше информации о финансовом положении контрагента, а также провести его проверку по более чем 20 индикаторам долговых проблем контрагента 2022 (на эту тему есть отдельная статья).
Благодаря наработанному алгоритму проверки контрагентов, агентство Орион готово оказать поддержку своим клиентам в части внедрения банкротного комплаенса:
регулярный ежеквартальный контроль за банкротными рисками ваших контрагентов (отслеживание показателей финансового состояния контрагентов, проверка наличия/отсутствия долгов перед контрагентами, проверка «истории» контрагента и т.д.);
фиксация результатов проверки и передача клиенту готовых заключений;
подготовка предложений о вариантах по снижению рисков в зависимости от полученных результатов проверки (включение различных защитных положений в договоры, изменение существенных условий, предложения по усилению платежной дисциплины, переход на авансовую систему расчетов и пр.)
Стоимость услуг зависит от количества проверяемых контрагентов.