Несколько слов о текущей обстановке
Несмотря на то, что принудительное исполнение судебных актов организационно выведено из сферы судебной власти и передано к ведению органов исполнительной власти (Федеральная служба судебных приставов, сокращенно ФССП РФ), исполнительное производство следует рассматривать как важнейшую завершающую стадию судебного процесса и, соответственно, правосудия в целом.
Во многих случаях решение суда о взыскании задолженности или об обращении взыскания на имущество должника фактически не исполняется и, по сути, становится ничтожным.
Проведя анализ действующей системы принудительного исполнения судебных актов в РФ, можно прийти к выводу о ее недостаточной эффективности, что выражается в низких показателях фактического исполнения судебных актов.
Согласно ведомственной статистической отчетности ФССП за последние годы приставы принудительно взыскивают не более 17-20 % долгов, а на одного судебного пристава-исполнителя приходится не менее 2800 исполнительных производств в год.
С учетом того, что в году около 2000 рабочих часов, то судебный пристав-исполнитель может потратить на ведение одного исполнительного производства не более 40-45 мин. своего рабочего времени.
Стоит отменить, что по большинству типовых исполнительных производств судебного пристава можно сравнить с оператором ЭВМ (аналог автопилота при пассажирских авиаперевозках). Так, основные действия совершаются в автоматизированной ведомственной программе на ЭМВ, что приводит к фактическому взысканию долга при условии, что у должника есть денежные средства и банк должника имеет электронный документооборот с ФССП РФ. Благодаря электронному документообороту пристав имеет возможность за считанные дни получить информацию об имуществе и банковских счетах должника.
Однако, в большинстве случаев денежных средств у должников оказывается недостаточно, а значит такие исполнительные производства требуют гораздо больше временных затрат (к примеру, на организацию фактического розыска и ареста имущества должника, выезды по адресам, обращение взыскания на движимое и недвижимое имущество должника, передача имущества на торги, подготовку процессуальных документов и участие в судебных заседаниях при обжаловании действий/бездействий пристава-исполнителя и т.д.).
Также нередки случаи, когда должники уже после возбуждения исполнительного производства открывают и спокойно используют новые счета в банках, про которые пристав может узнать не сразу (регламентные сроки периодического обновления информации по расчетным счетам должника нормативно не установлены).
Таким образом, на протяжении долгих лет уровень сбора долгов судебными приставами остается на низком уровне.
Чем же обусловлены имеющиеся проблемы? Можно выделить несколько причин:
Стоит отметить, что даже при постоянном оказании активного содействия со стороны взыскателя, приставы часто не успевают совершать исполнительные действия. Тем самым, должнику предоставляется дополнительное время и возможности для уклонения от исполнения решения суда — вывод активов, денежных средств со счетов и т.д., что приводит к обжалованию действий/бездействий судебного пристава-исполнителя и, в конечном итоге, к затягиванию исполнения решения суда.
За более чем 10 лет практики в сфере взыскания долгов, специалисты агентства по возврату долгов «Орион» (https://orion-debt.ru/) неоднократно сталкивались с различными проблемными ситуациями, возникающими при работе государственной системы принудительного исполнения.
Для выработки эффективного алгоритма взаимодействия с ФССП РФ (в том числе и посредством электронного документооборота через Госуслуги) нужно понимать специфику работы службы и возможные причины низкой собираемости.
Для эффективного исполнения судебных актов взыскатель сам должен выработать стратегию действий, т.к судебный пристав-исполнитель редко проявляет инициативу.
Если говорить общими словами, то такая стратегия заключается в сопровождении исполнительного производства с оказанием активного содействия приставу в целях максимально полного охвата должника законными мерами принудительного взыскания, в том числе:
В настоящее время, на базе портала «Госуслуги» для сторон исполнительного производства внедрен цифровой сервис «Исполнительное производство», который позволяет в онлайн-режиме получать информацию о ходе исполнительных производств и вынесенных судебным приставом постановлениях, заявлять различные ходатайства и оспаривать действия пристава. Однако зачастую личный визит взыскателя (или представителя взыскателя) в ФССП просто необходим, так как не все вопросы можно урегулировать дистанционно.
Должники иногда могут пытаться оспаривать взыскание или оказывать сопротивление судебным приставам. В таком случае важно иметь все необходимые документы и юридическую поддержку для защиты своих интересов.
Важно помнить, что сопровождение исполнительного производства требует тщательной подготовки, знания законодательства и практики его применения «на местах».
Взыскание долгов через ФССП может быть сложным и длительным процессом, и важно внимательно следить за всеми правовыми и процессуальными аспектами. При возникновении проблем рекомендуется обратиться в профессиональное агентство, специализирующееся на вопросах взыскания долгов и исполнительном производстве.
Источник: пресс служба агентства по возврату долгов «Орион»